ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА

 

1.    организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.    проверка домашнего задания;

3.    проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4.    постановка цели занятия перед учащимися;

5.    организация восприятия и осмысления новой информации;

6.    первичная проверка понимания;

7.    организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

8.    творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

9.    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

10.                      контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

11.                      домашнее задание к следующему уроку;

12.                      подведение итогов урока.

 

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

 

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

·         первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

·         указание на то, что учащиеся должны запомнить;

·         мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

·         сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

·         первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

·         контроль результатов первичного запоминания;

·         регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

·         внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

·         частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

 

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

 

·         сообщение учащимся цели предстоящей работы;

·         воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

·         выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

·         проверка выполнения работ;

·         обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

·         задание на дом (если это необходимо).

 

Структура урока формирования умений и навыков:

 

·         постановка цели урока;

·         повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

·         проведение проверочных упражнений;

·         ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

·         упражнения на их освоение;

·         упражнения на их закрепление;

·         тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

·         упражнения на перенос в сходную ситуацию;

·         упражнения творческого характера;

·         итог урока;

·         задание на дом.

 

Структура урока повторения:

 

·         организация начала урока;

·         постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

·         проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

·         подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

·         задание на дом.

 

Структура урока проверки знаний:

 

·         организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

·         постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

·         изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

·         подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

·         определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

 

·         организация начала урока (психологический настрой учащихся);

·         сообщение темы урока и его задач;

·         изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

·         формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

·         упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

·         творческое применение знаний и умений;

·         упражнение по отработке навыков;

·         домашнее задание;

·         итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

 

Структура повторительно-обобщающего урока:

 

·         организационный момент;

·         вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

·         выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

·         проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

·         формулирование выводов по изученному материалу;

·         оценка результатов урока;

·         подведение итогов;

·         задание на дом (не всегда).

 

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

 

·         организация начала урока;

·         проверка домашнего задания, постановка цели урока;

·         подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

·         изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

·         закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

·         обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

·         подведение итогов и результатов урока;

·         задание на дом;

·         подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).